Доступная среда

Деятельность ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России в сфере обеспечения условий для образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья направлена на укрепление уважения их прав и достоинства, преодоление социальных барьеров у обучающихся, развитие такой инновационной формы обучения в университете, как инклюзивное образование. Повышение социального статуса, обеспечение экономической независимости и интеграция в общество являются естественным итогом получения профессионального образования лицами, относящимися к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В структуре Университета работает ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, основными целями создания и функционирования которого является организация и осуществление деятельности, направленной на сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при освоении основных образовательных программ, профориентационную работу с учащимися и содействие трудоустройству выпускников, формирование способностей у обучающихся и выпускников с инвалидностью к планированию своей карьеры, накопление, распространение и разработка инновационных технологий по научно-методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы образования в Университете, его филиалах и отраслевых образовательных учреждениях высшего образования («вузах-партнерах»). Кроме того, ресурсный учебно-методический центр обеспечивает эффективное функционирование системы инклюзивного образования посредством аккумулирования и трансляции передового опыта вузов-лидеров по работе с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и, таким образом, оказывает ресурсную поддержку единого инклюзивного образовательного пространства.

Информация для поступающих

Телефоны «горячей линии» для ответов на вопросы поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

8 (4912) 46-08-48, 8 (4912) 76-06-07

Лица, относящиеся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, могут подать документы для поступления в университет через
электронный сервис «Абитуриент-онлайн»

В университете созданы необходимые условия приема абитуриентов на обучение в соответствии с их особыми образовательными потребностями. На первом этаже корпуса, где осуществляется прием документов для поступления в университет, оборудовано помещение для приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках приемной кампании назначено лицо, ответственное за сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в период подачи документов и прохождения вступительных испытаний – начальник отдела довузовской подготовки и профориентационной работы Клейменова Юлия Юрьевна. 
 
Имеется специализированное оснащение для проведения вступительных испытаний для абитуриентов. На время прохождения вступительных испытаний  абитуриенты, относящиеся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются местами в общежитии университета.
Для приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках контрольных цифр приема выделена особая квота. Подробная информация в разделе «Информация о приеме инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Нормативные документы, регламентирующие работу с обучающимися, входящими в категорию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.);
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ);
  • Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297;
  • Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утв.  заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 23 мая 2016 г. № 3467п-П8;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изм. и доп.);
  • Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденными Минобрнауки России 26 декабря 2013 г. № 06-24);
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № АК-44/05-вн по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе, оснащенности образовательного процесса;
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № АК-1782/05 об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования;
  • Свод правил 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержден Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № 798/пр.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

В университете ведется интенсивная работа по внедрению инклюзивного (включенного) образования. В академических группах совместно обучаются студенты без инвалидности и с инвалидностью.

В университете реализована организационная модель инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование ориентировано на формирование условий доступности образования для всех и рассматривает любого студента, в том числе относящегося категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как равного и полноценного участника образовательного процесса, не выделяя его в специальную категорию обучающихся.

В университете созданы специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование:

• специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

• специальных пособий и дидактических материалов;

• специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Разработаны адаптированные основные образовательные программы высшего образования.

Для студентов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий, в университете установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах, плавательном бассейне и на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Спортивное оборудование дополнено специализированными тренажерами. Для студентов с ограничениями передвижения предусмотрены занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включены разделы, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни.

Внеучебная деятельность в университете является доступной для всех обучающихся. Участником студенческого самоуправления, студенческих объединений может стать каждый заинтересованный студент. В организации социокультурных и спортивных мероприятий принимают участие все студенты, в том числе студенты с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, например, проводятся конкурсы и мероприятия, одним из критериев которых является участие всей академической группы. Подобная форма организации воспитательной работы позволяет формировать безбарьерное общение студентов, включенность всей группы в деятельность, формирование командного духа и умения работать в команде.

 

Обеспечение доступа в здания университета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В университете проводятся работы по реконструкции инфраструктуры для обеспечения доступности зданий и помещений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в учебных корпусах и зданиях университета по адресам:

- ул. Шевченко, 34, к. 2 (фармацевтический учебный корпус)

- ул. Высоковольтная, д. 7, к. 1 (медико-профилактический учебный корпус)

- ул. Шевченко, 34 (морфологический учебный корпус)

- ул. Высоковольтная, д. 9 (учебно-лабораторный корпус)

- ул. Семашко, д. 3, к. 7 (учебный корпус)

- ул. Первомайский проспект, д. 1/117 (учебный корпус)

- ул. Маяковского, д. 105 (учебный корпус)

- ул. Ленина, д. 22 (учебный корпус)

- ул. Полонского, д. 13 (учебный корпус)

- ул. Есенина, д. 39 (учебный корпус)

- ул. Семашко, 3, к. 3 и к. 8 (учебный корпус)

- ул. Высоковольтная, д. 7а (бассейн «Аквамед»)

- ул. Семашко, д. 2 (стоматологическая поликлиника),

в здании общежития лечебного факультета университета, в зданиях общежитий по адресам: ул. Гагарина, д. 32, ул. Чернобаевская, д. 17 оборудованы входы, доступные для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, – установлены пандусы с перилами с двух сторон и максимальным уклоном 8 %.  

Планируется, что в результате комплексных работ все здания, предназначенные для реализации программ подготовки инвалидов, будут соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения, и будет обеспечен доступ к зданиям и сооружениям, расположенным на территории вуза.

Проведен текущий ремонт санузла, доступного для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, в библиотеке по адресу: г. Рязань ул. Шевченко, д. 34, в фармацевтическом учебном корпусе на ул. Шевченко, д.34, к.2, в учебно-лабораторном корпусе на ул. Высоковольтная, д.9, а также в медико-профилактическом корпусе на ул. Высоковольтная, д. 7 к. 1 и учебном корпусе на ул. Маяковского, д. 105.

Бассейн университета – «Аквамед» – построен в рамках проекта партии «Единая Россия» «500 бассейнов» и доступен инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

На автостоянке выделены места для парковки транспорта лиц с инвалидностью.

Условия проживания, питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проживание для иногородних обучающихся из числа лиц с инвалидностью организовано в общежитии лечебного факультета по адресу: г. Рязань, ул. Шевченко, д.34, корп. 1, для чего выделены 3 жилые комнаты, расположенные на первом этаже.

В университете созданы условия для нормального питания студентов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В фармацевтическом корпусе по адресу: ул. Шевченко, д. 34 к. 2 и учебном корпусе по адресу: ул. Маяковского, д. 105 имеются студенческие столовые. В медико-профилактическом корпусе по адресу: ул. Высоковольтная, д. 7 к. 1 и учебно-лабораторном корпусе на ул. Высоковольтная, д. 9, в учебных корпусах по адресам: ул. Есенина, д. 39, ул. Полонского, д. 13, ул. Семашко, д. 3 работают буфеты, расположенные на первых этажах.

В университете организовано медицинско-оздоровительное сопровождение студентов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оно включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

Медицинско-оздоровительные мероприятия по сопровождению студентов обеспечивает студенческая поликлиника университета совместно с лечебными учреждениями по месту учета обучающихся данной категории.

Назначены ответственные за медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Студенческая поликлиника университета обеспечивает:

оказание врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях;

осуществление лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организация динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими);

пропаганду гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

Университет является территорией здорового образа жизни.

Принятые меры обеспечивают создание условий для инклюзивного образования студентов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Доступ к информационным системам и  информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Современное образование невозможно представить без многочисленных информационных, образовательных и научных ресурсов сети Интернет. Поэтому немаловажной задачей для университета является обеспечение обучающихся и работников классическими источниками информации и сервисом доступа к ресурсам Всемирной Сети. Для увеличения мобильности данного сервиса, помимо подключенных компьютерных классов и рабочих мест, в вузе организованы WiFi-зоны открытого доступа к сети Интернет с высокой скоростью подключения.

В настоящее время зоны беспроводного доступа (сеть RyazGMU_free) функционируют по следующим адресам в г. Рязани:

- ул. Высоковольтная, д. 9 (учебно-лабораторный корпус)

- ул. Высоковольтная, д. 7, к. 1 (медико-профилактический корпус)

- ул. Высоковольтная, д. 7 А (бассейн «Аквамед»)

- ул. Шевченко, д. 34 (фармацевтический корпус)

- ул. Шевченко, д. 34, к. 2 (библиотека)

- ул. Шевченко, д. 34, к. 1 (общежитие лечебного факультета)

- ул. Высоковольтная, д. 11 (общежитие медико-профилактического факультета)

- ул. Высоковольтная, д. 11 (общежитие фармацевтического факультета)

- ул. Гагарина, д.32 (общежитие)

- ул. Чернобаевская, д. 17 (общежитие)

- п. Солотча, д. 37 (база отдыха «Здоровье»)

 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 Научная библиотека университета располагается в отдельном четырехэтажном здании. Книжный фонд библиотеки составляет свыше 700 000 экземпляров книг.

Фонд библиотеки отражается как через систему традиционных карточных каталогов, так и через библиотечную поисковую систему (электронный каталог). Электронный каталог библиотеки доступен с любого компьютера университета. В нем содержатся сведения обо всей поступившей литературе с 1989 года, и сведения о книжном фонде библиотеки как в бумажном, так и в электронном виде.

Своего сайта библиотека не имеет. Информацию о библиотеке, режиме работы и контактные телефоны можно найти (здесь) http://www.rzgmu.ru/about/subdivisions/library/. Доступ к ресурсам электронного каталога предоставляется студентам и работникам университета из локальной сети университета после авторизации по ссылке http://lib.local.

Библиотекой созданы и поддерживаются в актуальном состоянии на базе АИБС «МАРК-SQL 1.19» следующие базы данных:

- «Книги»;

- «Книги редкого фонда»;

- «Авторефераты и диссертации»;

- «Статьи из медицинских журналов»;

- «Электронные носители DVD и CD-R»;

- «Персоналии»;

- «Труды сотрудников РязГМУ»;

- «Высшая школа»;

- «Электронная корпоративная картотека статей по экономике и социально гуманитарным вопросам»;

- «История РязГМУ»;

- «РязГМУ на страницах печати».

В справочно-библиографическом отделе открыт постоянный доступ к электронно-правовой информационной системе «КонсультантПлюс».

Пользователям библиотеки университета предоставлены бесплатные полнотекстовые доступы к следующим ресурсам: ЭБС «Консультант студента», коллекция полнотекстовых книг ProQuest ebrary-Psychology and Social Work, библиографическая и реферативная база данных «Scopus», БД «Polpred.com», «Национальная электронная библиотека».

Электронная библиотечная система (далее – ЭБС) «Консультант студента» для высшего профессионального образования

С 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. университету открыто неограниченное количество доступов к ЭБС «Консультант студента». Этот образовательный ресурс содержит 2528 электронных изданий, включая 865 электронных учебников, предназначенных для студентов медицинских и фармацевтических вузов. Первоначально пользователю необходимо зарегистрироваться в ЭБС из интернет-зала университета, чтобы система определила его как читателя нашего университета. После регистрации читатель получает круглосуточный доступ к системе как с компьютеров университета, так и с любого домашнего компьютера. Для доступа к ЭБС используйте ссылку www.studmedlib.ru.

Инструкция по работе.

Регистрацию в ЭБС можно пройти с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.30; в субботу с 9.00 по 17.00.
 

ЭБС «Консультант студента» для среднего профессионального образования

С 01.01.2018 г. по 31.12.2018 гг. университету открыто неограниченное количество доступов к ЭБС «Консультант студента». Первоначально пользователю необходимо зарегистрироваться в ЭБС из интернет-зала университета, чтобы система определила его как читателя нашего университета. После регистрации читатель получает круглосуточный доступ к системе как с компьютеров университета, так и с любого домашнего компьютера. Для доступа к ЭБС используйте ссылку www.medcollegelib.ru.

 

ЭБС «Консультант врача»

С 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. университету открыт полный доступ к ЭБС «Консультант врача». Ресурс содержит клинические и национальные руководства, медицинские атласы, монографии, справочники и руководства по лекарственным средствам. Цель данного сайта – предоставление достоверной профессиональной информации для широкого спектра врачебных специальностей в виде периодических изданий, книг, новостной информации и электронных обучающих модулей для непрерывного медицинского образования. Информация предоставляется и рецензируется независимыми авторами и экспертами. Доступ к ЭБС «Консультант врача» предоставляется в интернет-зале библиотеки. Для работы используйте ссылку www.rosmedlib.ru.

 

ЭБС «Юрайт»

С 01.01.2018 г по 31.12.2018 г. университету открыт полный доступ к коллекции книг ЭБС «Юрайт». Полный текст к подписанным источникам предоставлен с возможностью цитирования и создания закладок. Все остальные учебники открыты в ознакомительном доступе (первые 10 % текста).

Доступ к книгам осуществляется под IP-адресом вуза. Первоначально пользователю необходимо зарегистрироваться в ЭБС из стен университета, чтобы система определила его как читателя нашего университета. После регистрации у каждого пользователя будет свой личный кабинет (логин – это электронная почта, пароль читатель придумывает свой). После этого доступ к книгам в коллекции будет возможен из любой точки мира, где будет Интернет. Регистрацию в ЭБС можно пройти в интернет-зале библиотеки. Ссылка на ресурс www.biblio-online.ru/    Подробная инструкция о пользовании (здесь) http://www.biblio-online.ru/how_to_use/

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для студентов с нарушениями слуха лекционные аудитории университета оборудованы мониторами, LCD-проекторами, в том числе для трансляции субтитров, предусмотрено использование компьютерной техники для визуальной трансляции материала, наличие печатных источников информации, мультимедийных презентаций, видеоматериалов по программам обучения (с охватом всех изучаемых тем), доступных обучающимся также в электронном виде посредством внутреннего и внешнего сайтов университета. Предусмотрена возможность обеспечения таких обучающихся звуковыми средствами воспроизведения информации и звукоусиливающими устройствами (акустические усилители, колонки).

Для студентов с нарушениями зрения имеется принтер Брайля, наличие источников информации, мультимедийных презентаций, видеоматериалов по программам обучения (с охватом всех изучаемых тем), доступных обучающимся также в электронном виде посредством внутреннего и внешнего сайтов университета.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации, в частности, специальные возможности операционной системы Windows, такие, как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши и т.д.

В 2018 году предусмотрено оборудование специального класса инклюзивного обучения.  Для оснащения класса заказано оборудование:

  1. Автоматизированное рабочее место для обучающихся с нарушением слуха и слабослышащих людей для внедрения инклюзивного обучения – 5 мест. Каждое место включает:

- настольный компьютер;

- клавиатура;

- мышь;

- монитор;

- индукционная система ИП-2.

2. Мобильное рабочее место для людей с ограничениями зрения – 5 мест. В комплект мобильного рабочего места для людей с ограничениями зрения входит:

- ноутбук с клавиатурой Брайля, с лицензионным программным обеспечением Windows;

- программное обеспечение экранного доступа «Jows for Windows 15 Pro»;

- компьютерная мышь;

- электронный ручной видеоувеличитель (мобильный) «Визор-1»;

- наушники.

-  интерактивная доска для инклюзивного обучения с LCD-проектором;

-  мобильная индукционная система («Исток», «Aurika»).

В комплект входит:

- цифровой радиопередатчик RS-007 (используется для передачи информации по радиоканалу к обучающимся);

- цифровой радиоприемник RG-07;

- микрофон MRG-03 для передатчика;

- наушник HP-12.

3. Специальное рабочее место для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 5 мест. В комплект входят:

-  специальные регулируемые столы и стулья;

-  настольные компьютеры со специальными программами, адаптированными для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

-  роллер Оптима Трэкбол и 2 выносные кнопки для роллера Оптима.

 

Условия проживания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проживание для иногородних обучающихся из числа лиц с инвалидностью организовано в общежитии лечебного факультета университета по адресу: г. Рязань, ул. Шевченко, д. 34, к. 1, для чего выделены 3 жилые комнаты, расположенные на первом этаже. В общежитии оборудованы входы, доступные для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (пандусы с перилами с двух сторон и максимальным уклоном 8%), санузел и санитарно-гигиеническая кабина для студентов данной категории.

Организация сопровождения студентов

Социальное сопровождение обучения студентов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья осуществляется подразделениями университета в тесном взаимодействии с факультетами и кафедрами. Работа ведется с учетом индивидуальных особенностей студентов. Назначены ответственные за социальное сопровождение обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Социальное сопровождение играет важную роль в учебно-профессиональной, психолого-педагогической и социальной адаптации студентов в университете, его курируют: учебное управление, управление по воспитательной работе, отдел инклюзивного образования, центр содействия трудоустройству выпускников, отдел довузовской подготовки и профориентационной работы, профсоюзная организация студентов.

На всех кафедрах университета осуществляется организационно-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, создана электронная образовательная среда. Индивидуальный подход в работе с данными студентами является главным принципом работы ответственных за организационно-педагогическое сопровождение.   

Психолого-педагогическое сопровождение студентов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, призвано обеспечить интеграцию в университетскую и профессиональную среду, обеспечить реальную возможность получения высшего образования в университете, помочь сформироваться в качестве квалифицированных специалистов, научить адаптироваться к окружающей среде: от довузовской подготовки до трудового коллектива. Назначены ответственные за психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные условия

В университете созданы специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование:

1. Специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания: разработаны адаптированные основные профессиональные образовательные программы  высшего образования.

2. Специальных пособий и дидактических материалов: в рамках проекта «Доступная среда» по внедрению и апробации дистанционных технологий в образовательный процесс переведены в электронные ресурсы дидактические материалы и учебные пособия.

3. Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

4. Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ студентами, относящимися к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости в штат университета вводятся подготовленные на базе факультета клинической психологии тьюторы, обеспечивающие комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Тьютор организует процесс индивидуального обучения инвалида; организует его персональное сопровождение в образовательном пространстве. Совместно с обучающимся-инвалидом распределяет и оценивает имеющиеся ресурсы всех видов для реализации поставленных целей. Тьютор также выполняет посреднические функции между студентом-инвалидом и преподавателями с целью организации консультаций или дополнительной помощи преподавателей в освоении учебных дисциплин.

Подготовка абитуриентов, относящихся к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к поступлению в университет может проводиться с применением дистанционных образовательных технологий.

В университете реализована организационная модель инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете внедрена такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявляется с положительной стороны и в общественной жизни.