Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Адрес: 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9
Телефон: (4912) 46-08-13
E-mail: rumc@rzgmu.ru

График работы:
Понедельник – Пятница - с 9-00 до 18-00
Обед - с 13-00 до 14-00
Суббота, воскресенье - выходной

Начальник центра: Оськин Дмитрий Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент.

Коллектив:

  • ведущий специалист Кузнецов Александр Леонидович;
  • ведущий специалист Крестьянинова Ольга Александровна.

Основными целями создания и функционирования Центра является организация и осуществление деятельности, направленной на сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ при освоении основных образовательных программ, профориентационную работу и содействие трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ, формирование способностей у обучающихся и выпускников с инвалидностью к планированию своей карьеры, накопление, распространение и разработка инновационных технологий по научно - методическому и техническому обеспечению развития инклюзивной формы образования в Университете, его филиалах и отраслевых образовательных учреждениях высшего образования («вузах-партнерах»). Кроме того, Центр обеспечивает эффективное функционирование системы инклюзивного образования посредством аккумулирования и трансляции передового опыта вузов-лидеров по работе с обучающимися, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ и, таким образом, оказывает ресурсную поддержку единого инклюзивного образовательного пространства.

Основные задачи РУМЦ

  1. Разработка стратегии повышения привлекательности Университета у абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, эффективного психолого-педагогического и технического обеспечения особых образовательных потребностей данной категории граждан в пространстве Университета.
  2. Аккумулирование, систематизация, обобщение и распространение передового педагогического опыта с целью создания банка модельных образцов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологических групп по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета.
  3. Координация деятельности по совместной разработке адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, а также обмену учебно-методическими ресурсами, с целью повышения качества обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях системы высшего образования посредством реализации ассистивных технологий, в том числе в рамках федеральной библиотеки и единого портала инклюзивных образовательных ресурсов.
  4. Оказание консалтинговых и организационных услуг образовательным организациям, реализующим инклюзивную модель подготовки, по вопросам доступности и качества высшего образования, в том числе трудоустройства обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.
  5. Оказание консультативной помощи представителям образовательных организаций высшего образования и других образовательных организаций и организаций осуществляющих обучение по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ по выбранным ими направлениям подготовки и их реабилитации; по организации интегрированного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, планирование учебно-воспитательной работы и дальнейшего улучшения учебно-реабилитационного процесса; оказание услуг технической поддержки по предоставлению специального оборудования.
  6. Оказание консультативной и методической помощи образовательным организациям высшего образования в подготовке научно-педагогических и других категорий работников к работе с обучающимся, относящимся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, путем повышения их квалификации, проведении семинаров и ознакомительных лекций; консультирование кафедр по подготовке учебной информации (тексты лекций, учебники, рисунки, графики, таблицы и т.д.), в том числе в альтернативных формах в электронной, мультимедийной формах, шрифтом Брайля) для учета потребностей в образовательных услугах.
  7. Проведение профориентационной работы среди обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ; участие в подготовке обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, к обучению в образовательной организации высшего образования; предоставление практической и консультативной помощи по трудоустройству выпускникам, относящимся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, и дальнейшей адаптации к профессиональной деятельности.

Структурные подразделения РУМЦ

  1. Сектор учебно-методического сопровождения представлен профессорско-преподавательским составом и учебно-вспомогательным персоналом, разрабатывающим и реализующим адаптированные образовательные программы для обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, программы дополнительного образования для преподавателей вузов и педагогов, организующим обучение участников образовательного процесса навыкам взаимодействия с инвалидами и лицами с ОВЗ, обеспечивающим специальные образовательные условия в образовательном процессе, обеспечивающими создание специального учебно-методического обеспечения, а также проводящим научные исследования в области развития инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Также сектор представлен специалистами, в обязанности которых входит разработка инструментария для проведения мониторингов, социологических опросов, экспертиз, проведение данных процедур, разработка заключений и рекомендаций, подготовка полученных результатов к публикации, разработка информационных материалов, популяризирующих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в вузах.
  2. Сектор психолого-педагогического и консультативного сопровождения образования инвалидов и лиц с ОВЗ представлен специалистами, которые разрабатывают программы и осуществляют непосредственную диагностико-консультативную, реабилитационную, социально-профилактическую работу, оказывают помощь в организации жизнедеятельности, культурно-досуговой деятельности, организации профориентации и сопровождении трудоустройства лиц, способствуют развитию общественных инициатив, волонтерского движения, аккумулируют и транслируют накопленный опыт через различные формы образовательной и консалтинговой деятельности, осуществляют консультативную деятельность в отношении вузов – сетевых партнеров, разработку Интернет-портала, сопровождение сайта, размещение информации в средствах массовой информации и т.д.
  3. Центр коллективного пользования специальных технических средств обучения – подразделение РУМЦ, оснащенное высокопроизводительными техническими средствами обеспечения образовательного процесса для обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, разрабатывающее и транслирующее ассистивные технологии, предоставляющее оперативный доступ к технологическим ресурсам.
  4. Call-центр – подразделение РУМЦ, занимающееся обработкой обращений и информированием в режиме реального времени инвалидов и лиц с ОВЗ, преподавателей вузов, педагогов и других заинтересованных лиц о путях решения возникающих проблем в процессе профессионального самоопределения, выбора образовательной организации для получения профессии, трудоустройства и других жизненных ситуаций в компетенции РУМЦ.