история успеха

ИСТОРИЯ УСПЕХА

Героем проекта «История успеха» стал доктор медицинских наук, профессор Марат Галиевич Узбеков, в 1964 году окончивший Рязанский медицинский институт имени академика И. П. Павлова:

- Выбор профессии у меня не вызывал сомнений, так как я с юношеский лет хотел стать медиком. Тем более что я медик в четвертом поколении. Все мои предки по линии отца были врачами (мой внук Иван - врач уже в шестом поколении).

В 1958 году я поступил в наш медицинский институт. Вступительные экзамены были по следующим предметам: русский язык – сочинение, физика, биология и иностранный язык.

Учиться было и сложно, и интересно.

На втором, весеннем, семестре первого курса у группы студентов – М. Узбеков, Н. Бубнова, В. Литвинов, А. Соловьев и И. Ласкавый – возникла идея провести на нашем курсе диспут о проблемах, которые, по нашим наблюдениям, волновали сокурсников. Это медицинские и философские проблемы современности:  музыка классическая и джаз, искусство (живопись, архитектура, скульптура), мода в одежде, манеры поведения в обществе, и многое другое. Мы обратились к профессору Е.И. Полякову, заведующему кафедрой физики, за поддержкой. Он взял на себя связь с дирекцией и выделение нам аудитории. Все остальное мы делали сами – подобрали докладчиков-модераторов по основным темам, звуковые иллюстрации, показ диапозитивов и т.д. В середине апреля 1959 года в субботу мы провели первую встречу. Пришли в основном студенты нашего первого курса и некоторое число любопытствующих студентов с других курсов. Диспут продлился и в воскресенье. Но в этот раз аудитория на Полонке была битком забита, пришли студенты старших курсов, ряд профессоров, много ассистентов и доцентов. Диспут продолжился и в следующую субботу и воскресенье. Успех диспута превзошел все ожидания. Высказывались все, кто хотел, не было никаких ограничений. Проведение диспута было большим опытом. Недаром Литвинов, Бубнова, Соловьев и Узбеков в дальнейшем стали докторами наук, профессорами, руководителями научных подразделений и кафедр. 

Огромную роль в выборе студентами клинической и научной специализации играли научные студенческие кружки практически при всех кафедрах института. Все кружки вели лично профессора - заведующие кафедрами. На этих семинарах кружковцы учились планировать исследования и обследования, работать с научной литературой, ставить эксперименты, участвовать в операциях, готовить доклады и выступать на семинарах и ежегодных институтских студенческих конференциях. Недаром все в будущем кандидаты и доктора наук и высококлассные врачи прошли студенческий кружок.

Я специально довольно подробно остановился в 2-х предыдущих абзацах на нашей студенческой жизни, чтобы показать, что под руководством замечательных профессоров и преподавателей мы получили основательный багаж знаний и умений, который пригодился нам в дальнейшей научной работе.

Я со второго курса стал посещать студенческий кружок при кафедре биохимии. Там я изучил на практике основы лабораторной техники, что мне очень помогло в дальнейшем. Со второй половины 3-его курса я стал проводить эксперименты с животными – крысами и морскими свинками. В конце 4-го курса я сделал мой первый доклад на институтской студенческой конференции. В 1962 году вышла моя первая статья в Научных трудах Рязанского медицинского института. В 1963 и 1964 годах я представлял наш медицинский институт на Всесоюзных студенческих конференциях в Риге и Одессе, соответственно. В 1964 году была опубликована моя первая статья во всесоюзном журнале «Лабораторное Дело». Но на этом жизнь не замыкалась: активно занимался спортом (борьба самбо, 2-й разряд), посещал все концерты классической музыки в филармонии (в те годы в Рязань приезжали лучшие оркестры и солисты нашей страны), ходил на танцы и вечера. С моими друзьями Гергертом и Литвиновым периодически собирались вечерами, чтобы обсудить прочитанные монографии по медицине.

В 1964 году я окончил институт, получил диплом с отличием и был направлен в аспирантуру в Москву в Институт биологической и медицинской химии Академии медицинских наук СССР (Институт биомедхимии АМН СССР).

В 1960-1970 годы в СССР у науки был высочайший престиж. Молодежь активно шла в науку. Например, при поступлении в аспирантуру в Институт биомедхимии был высокий конкурс - от двух до четырех человек на одно место. В 1964 году меня приняли в аспирантуру института в лабораторию углеводной химии. Работа была очень жесткой, можно сказать, изнурительной. При проведении экспериментов приходилось проводить исследования по 12-16 часов в сутки на протяжение 4-5 недель. Благодаря такой работе я единственный в институте завершил аспирантуру в срок, и к сентябрю 1967 года (ровно три аспирантских года) представил профессору Е.Л. Розенфельд первый вариант написанной диссертации. В мае 1968 года я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности «биохимия».

В конце 60-х годов я увлекся проблемами биохимии центральной нервной системы, и в декабре 1970 года перешел на работу в Институт мозга АМН СССР в лабораторию биогистохимии. У нас была замечательный руководитель – профессор З.Д. Пигарева, которая предоставляла полную свободу научного поиска. После некоторого времени, ушедшего на поиск интересной проблемы, я начал исследовать обмен нейромедиатора – серотонина, и в целом серотонинергической системы, в головном мозге млекопитающих. Эта проблема в Союзе была слабо разработана. В 1974-1975 годах я полгода работал в Институте мозга Университета Лейпцига (Лейпциг, ГДР), а в 1978 году полгода работал в качестве приглашенного профессора в Отделе по изучению мозга Открытого Университета (Мильтон Кейнес, Великобритания). Работая в Отделе, я впервые в мире установил закономерности постнатального развития постсинаптических серотонинергических рецепторов в мозге млекопитающих. Результаты работы были опубликованы в 1979 году в ведущем международном журнале по проблемам головного мозга «Brain Research». Следует отметить, что эта работа до сих пор цитируется.
С 1975 года меня стали приглашать на международные конференции, проводившиеся за рубежом.

В 1985 году директор Московского НИИ психиатрии Минздрава РСФСР, профессор В.В. Ковалев пригласил меня занять место руководителя лаборатории патологии мозга. Я с благодарностью принял это предложение. Лаборатория состояла из нескольких групп: группа нейропатоморфологии, группа клинической биохимии, группа экспериментальной нейрохимии и группа радиоизотопных исследований. В 1991 году я защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук, а в 2009 году мне присвоили звание профессора.

Все эти годы в лаборатории разрабатывались проблемы биологической психиатрии: изучение патогенетических механизмов психических и неврологических расстройств (шизофрения, разные типы депрессий, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, эпилепсия, инсульты), изучение биохимических и нейрохимических основ действия психотропных препаратов, поиск биологических маркеров эффективности действия психофармакопрепаратов и ряд других проблем. В последние годы особое внимание было уделено изучению конформационных изменений белков при психической патологии и роли нейротрофических факторов в патогенезе этих патологий. 

Несмотря на жесточайший удар по науке в 90-е годы прошлого столетия (невыплаты зарплаты по 3 – 5 месяцев) лаборатории удалось сохранить основной костяк научных сотрудников и лаборантов и продолжить работу. Нас спасли несколько закрытых грантов от ряда государственных учреждений и организаций.

За эти годы нам удалось получить ряд важных результатов, которые являются пионерскими:

  • на основании экспериментальных данных предложена гипотеза о нейрохимических основах перехода детской и подростковой форм синдрома дефицита внимания с гиперактивностью во взрослую форму;
  • обоснован нейрохимический механизм действия антидепрессанта – тианептина, который за более чем 10 лет никем не опровергнут;
  • выдвинута гипотеза о неспецифическом синдроме эндогенной интоксикации как интегральном компоненте патогенеза психических расстройств, которая получила поддержку в отечественной и зарубежной литературе;
  • впервые в мире с использованием нанотехнологических подходов выявлено нарушение конформации основного белка крови альбумина при различных типах психических расстройств. Это влечет за собой нарушение всех функций альбумина. Исследование проводится совместно с сотрудниками Физического института имени П.Н. Лебедева РАН (Москва) и сотрудниками Российского Федерального Ядерного Центра - Всероссийского НИИ экспериментальной физики (Саров);
  • впервые в мире установлено, что активность моноаминоксидазы тромбоцитов может служить прогностическим биологическим маркером выживаемости пациентов после ишемического инсульта;

Все, что было установлено в этих исследованиях, было опубликовано в виде статей в отечественных и международных журналах.
В 90-е и нулевые годы в связи с резким сокращением финансирования науки также уменьшились возможности принимать участие в конгрессах как в России, так и за рубежом. Только после 2010 года в России появились фонды, которые для подъема престижа российской науки стали на безвозмездной основе финансировать поездки ученых на различные международные конгрессы.

Благодаря такому фонду с 2014 г. я ежегодно принимал участие и выступал с докладами на 3-5 конференциях и конгрессах за рубежом практически во всех европейских странах.

Несмотря на достаточно солидный возраст, я продолжаю активно работать и публиковать ежегодно 10-12 статей в отечественных и зарубежных журналах. В настоящее время я увлечен исследованием роли нейротропных факторов и их взаимосвязи и взаимовлиянии в патогенезе психических расстройств.

Хочу отметить, что я не замкнут только на науке. С супругой мы часто ходим в оперу, на балет, на концерты симфонической музыки, в театры и на художественные выставки. Будучи за рубежом, обязательно хожу в музеи. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, когда появилось свободное время, занимался большим теннисом, фигурным катанием, много лет занимался верховой ездой.

Таков мой путь, который начался со студенческого кружка в Рязанском медицинском институте имени академика И.П. Павлова и продолжился в различных научно-исследовательских институтах Москвы до руководителя лаборатории патологии мозга Московского НИИ психиатрии, доктора медицинских наук и профессора. Для всего этого надо было приложить значительные усилия: и умственные, и физические.

Дорогие мои коллеги! Хочу откровенно сказать Вам, что нет ничего более интересного в жизни, чем научная работа.  Желаю Вам успехов в Вашей деятельности.

1/4