ИСТОРИЯ УСПЕХА

Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой факультетской хирургии №1 лечебного факультета, руководитель Университетской клиники имени В.С. Савельева, директор НИИ клинической хирургии РНИМУ имени Н.И. Пирогова Александр Вячеславович Сажин окончил лечебный факультет Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова в 1995 году:

- На выбор моей профессии повлияли рекомендации родителей, которые были врачами. Мама – акушер-гинеколог, отец – хирург. Это было сделано ненавязчиво и как бы невзначай. С ранних лет я видел себя военным, физически и морально готовился к поступлению в Рязанское десантное училище. Однако в 14 лет, летом после восьмого класса отец предложил мне поработать в больнице санитаром. Я согласился. Работать пришлось в оперблоке, где помимо рутинных обязанностей санитара – уборки операционных, складывания хирургических салфеток, доставки макропрепаратов в морг, была возможность наблюдать хирургические вмешательства. Нельзя сказать, что в то время я ощущал себя неотъемлемой частью лечебного процесса, но за время работы было предостаточно возможностей понять, что такое хирургия, увидеть истинную драму успехов и разочарований врачей, наблюдать за развитием и становлением хирургов.

Через два года в другой профессии и специальности я себя уже не представлял, тем более что хорошим примером являлся отец – ведущий хирург больницы, выполнявший самые сложные операции. Очень хорошо помню с детства постоянное отсутствие родителей дома из-за суточных дежурств, стук печатной машинки по ночам и вызовы отца в больницу. При этом я не ощущал себя обездоленным, потому что это было закономерностью и воспринималось как должное. В последующем, уже став врачом, за вечную усталость и непомерный труд родителей хотелось благодарить их не менее самоотверженной работой и хорошими результатами.

Вместе с тем, нельзя сказать, что я был «болен» хирургией с самого начала учебы в институте (тогда в 1989 году это был еще институт). Учёба была настолько сложной, что первые три года ни о каких дежурствах помыслов не было. Днем и ночью приходилось осваивать фундаментальные науки. К специальности я вернулся на 4 курсе, когда мы с моим другом начали осваивать первые самостоятельные операции в виварии и ходить дежурить в больницы. Уже тогда появилось первое осознание тяжести хирургической специальности: первые шаги в оперативной хирургии давались чрезвычайно сложно, а усталость после дежурств была невыносимой и меняла представление о качестве жизни врача. Таким образом, я подошел к субординатуре по хирургии, которая в то время еще существовала. Будучи на летней практике в родной больнице, которая на тот момент делала прогрессивные шаги в развитии современной хирургии и становилась клинической базой Рязанского медуниверситета, я, наконец, ощутил себя врачом. Тогда я начал вести хирургических больных и выполнил первые операции. На тот момент это были операции в гнойной и неотложной хирургии, а ближе к завершению практики была сделана первая аппендэктомия, не без помощи отца.

Но всё же, главное было не это. Дело в том, что в то время у нас была уникальная возможность взглянуть на новый вид хирургии, который бурно внедрялся в Новомосковской больнице – операции без больших разрезов с операционным полем на экране монитора. Тогда хирургии затрачивали огромные усилия на освоение первых лапароскопических вмешательств, ну а больные просились домой уже на следующий день после операции. Большую роль сыграла и сама хирургическая субординатура, которая проходила в БСМП г. Рязани. Именно там были заложены теоретические и практические основы общей хирургии, вполне осознанно выполнены первые операции на брюшной полости, а ежедневное общение с тяжелыми больными заставляло вновь и вновь обращаться к учебникам, монографиям и хирургическим журналам.

Большое влияние на группу молодых хирургов в то время оказал наш преподаватель, доцент кафедры С.В. Тарасенко. Именно он своим примером привил интерес к постоянному совершенствованию знаний, сам лично с каждым студентом из группы участвовал в освоении первой аппендэктомии. Для большинства это была первая относительно сложная абдоминальная операция. Некоторым из нас, в том числе и мне, по завершению ординатуры профессор А.Л. Гуща предложил продолжить хирургический путь в ординатуре на кафедре госпитальной хирургии. Но желание осваивать новую, лапароскопическую хирургию повлияло на выбор Новомосковска для продолжения обучения хирургии под руководством своего отца, на тот момент ставшего заведующим кафедрой хирургии ФПДО. Так я вернулся в ту больницу, где начинал работать еще санитаром.

Начались тяжелые хирургические будни, которые продолжались и в выходные и праздничные дни. Везение было и в том, что это была еще заря лапароскопической хирургии и мы имели возможность осваивать параллельно и открытые, и лапароскопические операции. А операций было много. В московской клинике можно увидеть, как палату одновременно ведут и лечащий врач, и аспирант, и ординатор, сталкиваясь с дефицитом возможности освоения хирургических навыков. В районных больницах, как правило, врачу приходилось вести по 30-40 больных, выполняя по 4-5 операций в день. Именно это я расцениваю как ещё одно везение.

Мне очень повезло с наставниками в начале моей работы – это заведующие хирургическими отделениями М.И. Чадов, В.И. Турков, В.А. Юрищев, М.Н. Дёмин. Безусловно, наставничество всегда было неотъемлемой, а, наверное, и абсолютно необходимой составляющей обучения хирурга у нас в стране. При этом важно было не погрузиться в рутину, когда главенствующим и, возможно, единственным способом обучения становится мнение старшего коллеги, проработавшего в больнице длительное время. Здесь огромную роль сыграли рекомендации моего отца, профессора В.П. Сажина, который буквально заставлял нас выезжать за пределы больницы, для освоения хирургического опыта российских и зарубежных клиник. Условием таких выездов была подготовка самостоятельных сообщений о своих результатах в разных разделах хирургии. А они были. Именно тогда в 1994-2000 годах накапливался первый опыт по внедрению лапароскопических операций в большую резекционную хирургию.

Огромным везением стало участие в качестве помощника отцу, а затем и самостоятельное выполнение лапароскопических операций на кишечнике и желудке, в том числе и сложных операций при раке, требующих выполнения лимфодиссекции. Не менее сложно, но самоотверженно лапароскопические операции внедрялись и в неотложную хирургию. Наша клиника на тот период времени стала образцом использования лапароскопических вмешательств в хирургии, а постоянные требования её руководителя привели к созданию целой научной школы, которая послужила основой моего дальнейшего развития как хирурга и исследователя. За период работы в Новомосковске было подготовлено много статей, посвященных малоинвазивному подходу к оперативным вмешательствам, электрохирургии, ручному и механическому шву, защищены кандидатские и докторские диссертации. Моей научной темой была разработка лапароскопических операций при остром холецистите и холедохолитиазе, которая в 1999 г. завершилась защитой кандидатской диссертации. В дальнейшем я заинтересовался возможностями выполнения лапароскопических операций у ранее оперированных больных, так как сам факт перенесённой операции на животе в то время значительно ограничивал применение малоинвазивной технологии.

Проработав семь лет в Новомосковске, в 2002 году я был приглашен доцентом на кафедру общей хирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета имени Н.И. Пирогова, где руководитель кафедры, профессор А.П.Чадаев предложил мне продолжить начатую тему докторской диссертации и развивать лапароскопическую хирургию. В этой клинике постепенно сложился коллектив единомышленников и началась новая эпоха малоинвазивной хирургии. Мы отчасти повторяли уже начатое ранее в Новомосковске, но также внедряли всё новое, что появлялось в мировой хирургии. В 2006 году мною была защищена докторская диссертация на тему «Эндоскопическая хирургия оперированного живота», научными консультантами являлись профессора А.П. Чадаев и А.В. Федоров.

Огромную роль в моем становлении в качестве «столичного профессора» сыграл коллектив кафедры во главе с профессором А.П. Чадаевым. Для провинциального хирурга, привыкшего с утра и до ночи проводить время в операционной, появилась новая работа – преподавание студентам и методическая работа. Да и внедрение нового метода в своей специальности не могло не встретить своего рода психологических препятствий и определенного рода догматизма у ряда коллег. Приходилось убеждать не столько словом, сколько качеством выполняемых операций, которые должны были не только сопровождаться меньшим количеством осложнений, но и выглядеть гораздо анатомичнее и привлекательнее для хирургов. Для этого, помимо получения степеней и званий необходим был некий академизм, позволяющий объяснять уместность внедрения нового, эффективного на твой взгляд метода, однако, вызывающий большую долю скепсиса у окружающих.

Большую роль в моем научном становлении помимо руководителя кафедры сыграли доценты А.Д. Климиашвили и А.А. Зверев, а также мой друг и единомышленник А.Е. Тягунов. В 2007 году в связи с уходом из жизни А.П. Чадаева Ученым Советом РГМУ имени Н.И. Пирогова я был избран заведующим кафедрой. Так как я стал одним из самых молодых заведующих кафедрой в столичном медицинском вузе, то столкнулся с новой реальностью. С одной стороны, можно было успокоиться, так как, казалось, всё уже достигнуто и можно спокойно ограничиться выполнением своих должностных обязанностей, обучая студентов. По сути дела многие люди идут к такой должности всю жизнь, иногда и не достигнув результата. С другой стороны, важно не «закиснуть» и понять, что всё, что достаётся тебе в молодом возрасте – даётся как бы авансом, а страх, который посещает все эти годы – это страх выгорания и обыденности.

Став руководителем клиники, вместе с коллективом единомышленников мы взяли курс на активную хирургическую и научную работу. Посетив ведущие клиники Европы, освоив иностранную литературу, мы продолжили работу по разработке малоинвазивных вмешательств в общей хирургии и абдоминальной онкологии. Сотрудники клиники стали желанными гостями на многих мастер-классах и лекциях по всей России, стали возможными первые доклады на международных конгрессах, появились свои фирменные тренинг-курсы. Совместно с руководством РНИМУ имени Н.И. Пирогова был создан современный учебный центр по подготовке хирургов (УЦИМТ), клиника стала оснащаться самым современным хирургическим оборудованием, начали появляться новые клинические базы кафедры.

В 2016 году академиком А.И. Кириенко мне было предложено возглавить легендарную кафедру факультетской хирургии №1 лечебного факультета, которая была слита с кафедрой общей хирургии педиатрического факультета в единую кафедру и создана Университетская клиника имени В.С. Савельева. Она объединила в себя кафедру и НИИ клинической хирургии РНИМУ имени Н.И Пирогова. Основной базой кафедры стала Первая Градская больница имени Н.И. Пирогова – многопрофильный современный стационар, хирургическая история которого отмечена именами С.И. Спасокукоцкого, А.Н. Бакулева и В.С. Савельева. Основными направлениями работы современной клиники являются развитие неотложной абдоминальной хирургии, хирургии печени и поджелудочной железы, желудка, колоректальной хирургии, лечению венозных тромбозов и эмболий, хирургия аорты и её ветвей, оперативное лечение грыж и многое другое. Ежегодно в клинике выполняется более 10 тысяч оперативных вмешательств. Клиника активно сотрудничает с мировыми хирургическими школами США, Европы, Японии. Совместно с университетом г. Оита (Япония) создан совместный Тренинг-центр по лапароскопической хирургии рака желудка и толстой кишки. В клинике ежегодно проходит обучение до 1,5 тысяч студентов и ординаторов, проводятся циклы непрерывного медицинского обучения по разным вопросам хирургии, где хирурги из России и зарубежья имеют возможность получить знания и навыки по мировым стандартам обучения.

В 2016 году я был избран член-корреспондентом РАН, что тоже расцениваю как аванс и повод для дальнейшей работы.

Нынешним студентам я советую, во-первых, не спешить стать узким специалистом, побудьте студентом -заложите фундамент. Если не хочется учиться, появилась брезгливость к препаратам в анатомичке или к тяжелым больным, то возможно, вы не туда пришли - задумайтесь, не сменить ли профессию. На последних курсах определитесь со специальностью, желательно раз и навсегда. Погрузитесь в специальность с полной самоотдачей. Приготовьтесь к трудностям и лишениям. Чем больше времени проведете в больнице, тем быстрее и глубже погрузитесь в специальность.

Учите английский. Постоянно. Нужно читать, писать и свободно говорить. В настоящее время – это международный язык, на котором общаются все учёные мира. Будьте частью мирового сообщества. Учитесь постоянно. Желательно у лучших. Перенимайте опыт у коллег, читайте книги, образовывайтесь на просторах сети, в тренинг-центрах, на медицинских конгрессах, в ведущих клиниках. Если вы уже чего-то достигли, то знайте, что неподалёку есть коллега в чем-то лучше вас, совершенствуйтесь дальше, пределов в медицине нет. Если считаете, что достигли всего – мне вас жаль, можно заканчивать трудовой путь.

Берегите себя и близких, избавьтесь от вредных привычек, занимайтесь спортом. Врачу это необходимо.

1/2