До самого важного праздника нашей страны – Дня Победы остается 25 дней. В рамках проекта «Война и мир» мы продолжаем рассказывать о людях, подаривших нам Победу. Историю своего прадедушки, который всю жизнь работал в локомотивном депо, в годы Великой Отечественной войны управлял поездами особого назначения и даже сопровождал поезд, перевозивший Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина на Тегеранскую конференцию 1943 года, рассказывает специалист отдела информатизации и телекоммуникаций Евгений Евгеньевич Груздев.
«В трудовой книжке моего прадедушки Михаила Григорьевича Байкова всего одна запись, указывающая место работы — локомотивное депо Рязань. Сюда пришел он совсем юным в 1930 году после окончания ФЗУ и отработал всю свою жизнь машинистом. Когда началась война, работа в депо стала перестраиваться на другой ритм. Резко возрос поток грузов, лавиной хлынули люди. Нужно было обеспечить четкие перевозки военной техники, воинских частей, заводов, беженцев из оккупированных фашистами западных областей. Особенно сложная обстановка сложилась осенью 1941 года. Тогда Ленинская дорога (впоследствии — Московско-Рязанская) оказалась основной и чуть ли не един-ственной магистралью, связывающей фронт с тылом, столицу — с восточными и юго-восточными районами страны. Отлично понимая ее стратегическое значение, враг обрушил мощные бомбовые удары на депо, станции, водокачки, мосты, поезда. Однажды в Рязани при подаче паровоза под воинский эшелон, стоящий на станции, во время бомбежки на глазах моего прадедушки был убит машинист В. Бабкин, а машиниста В. Перфильева ранило. Нисколько не сомневаясь, Михаил Григорьевич Байков заменил на паровозе погибших товарищей. Как вспоминал Михаил Григорьевич, в те времена под бомбовыми ударами врага постоянно выходили из строя пути, связь, водоснабжение, в развалинах лежали многие постройки. Но поезда шли, шли, шли — и к Москве, к фронту, и в тыл.
Но чаще всего прадед вспоминал о том, как ему вместе с другими железнодорожниками довелось везти Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина на Тегеранскую конференцию 1943 года, в которой участвовали главы трех великих держав. Накануне этого события коллективу паровозного депо «Рязань» Московской дороги было поручено подготовить несколько лучших паровозов с лучшими паровозными бригадами. Дата проследования и маршрут были строго засекречены. Расписание следования поезда вручили машинистам в момент выезда из депо. В холодную ноябрьскую ночь литерный поезд прибыл на станцию Рязань-2. Точно по графику его привели машинисты из Москвы. Рязанцам предстояло вести его далее в сторону Мичуринска. Впереди литерного находился контрольный паровоз серии СУ. Литерный тронулся в путь под управлением первоклассного машиниста депо «Рязань-1» В.Ф. Григорьева. А на контрольном паровозе были сопровождающие, в числе которых находился и мой прадедушка. Поезд пришлось вести в сложных метеорологических условиях, при ночной светомаскировке - Московская дорога была прифронтовой. В пути случилось осложнение: на перегоне Подвислово — Ряжск на проходном светофоре горел красный сигнал. При подъезде к нему пришлось сокращать скорость до 25 километров в час, а потом и вовсе следовать с пониженной скоростью - 15 километров в час до следующего проходного светофора. Все очень волновались, но в пункт назначения все равно удалось доставить поезд по расписанию.
Паровозные бригады, собравшись в комнате отдыха станции Мичуринск, с волнением ломали головы над вопросом: кого же везли в литерном? Позже по радио из сообщения Совинформбюро узнали об открытии Тегеранской конференции глав трех великих держав. Тогда стало ясно: в поезде особого назначения ехал Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин с членами правительственной делегации.
Через несколько дней Михаил Григорьевич Байков с машинистом Григорьевым и его бригадой на этом же паровозе вновь прибыли из Мичуринска на станцию Кочетовка, чтобы повести тот же литерный в сторону Рязани. Поезд прибыл из Тамбова на первый главный путь станции Кочетовка-1. Когда он замедлил ход и остановился в положенном месте, паровозная бригада из будки машиниста с большим интересом смотрела в окна. Видели некоторых членов правительственной делегации, «главный чекист» страны Лаврентий Павлович Берия прогуливался у поезда. Машинисты его приветствовали, и Берия приветствовал их в ответ.
Также прадед рассказывал, что с той же бригадой старшего машиниста В. Ф. Григорьева в июне 1942 года ему довелось сопровождать литерный поезд Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова на участке Рязань — Мичуринск: Климент Ефремович ехал на Воронежский фронт. А при обратном следовании они вели санитарный поезд с ранеными бойцами н командирами, которые сражались с фашистами под Воронежем.
За свой труд Михаил Григорьевич награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью "За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны" и другими наградами, а также удостоен звания "Почетный железнодорожник"».