Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики

Заведующий
Яковлева Наталья Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент

Базы

Адрес: 390026, г. Рязань, ул. Шевченко, д.34, к.2, фармацевтический корпус, 1 этаж  
Телефон: +7 (4912) 97-18-67.

Базы практической подготовки:

  • МБДОУ Детский сад №43 «Садко», 390035, Рязань, ул. Березовая, 1-и;
  • ГБУ РО «Областная клиническая больница», 390039, Рязань, ул. Интернациональная, 3-а;
  • МЧС России Главное управление по Рязанской области Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 390000, Рязань, ул. Семинарская, 11;
  • Центр практической психологии ФГБОУ ВО РязГМУ им. академика И.П. Павлова Минздрава России, 390026, г. Рязань, ул. Шевченко, д.34, к. 2., фармацевтический корпус, 2 этаж;
  • Автономная некоммерческая организация «Центр социальной помощи «Доброе дело», 390046, Рязань, ул. Горького, д. 15;
  • Автономная некоммерческая организация «Рязанская патронажная служба «Здоровье», 390005, гор. Рязань, ул. Татарская, дом 13, Кор. 1, офис Н1;
  • Государственное автономное учреждение Рязанской области «Рязанский многопрофильный социально-реабилитационный центр «Сосновый бор», 390021, Рязанская область, Рязань, район Солотча, 24
  • ОГБОУ «Школа-интернат «Вера», 
  • МБОУ «Школа № 76 имени Н.Н. Чумаковой», 390027, Рязань, ул. Окская, стр. 15А;
  • МБОУ «Гимназия № 5», 390026, Рязанская область, Рязань, ул. Полетаева стр.14;
  • МБОУ «Школа № 63», 390048, Рязань, ул. Тимакова, д. 9, 390026, г. Рязань, 2-я Линия, д. 46-а.

E-mail: n.yakovleva@rzgmu.ru

Преподаваемые дисциплины

  • Логика (37.05.01 Клиническая психология)
  • Зоопсихология (37.05.01 Клиническая психология)
  • Общая психология (37.05.01 Клиническая психология)
  • История психологии (37.05.01 Клиническая психология)
  • Математические методы в психологии (37.05.01 Клиническая психология)
  • Общепсихологический практикум (37.05.01 Клиническая психология)
  • Социальная психология (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Дифференциальная психология (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Психология развития и возрастная психология (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Педагогическая психология (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Методика преподавания психологии (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Психология общения (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Психология личности (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Организационная психология (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Психогенетика (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Практикум по психодиагностике (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Дизайн психологического исследования (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Психология безопасности (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Экспериментальная психология (37.05.01 Клиническая психология)
  • Психология здоровья (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Психология экстремальных ситуаций и состояний (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Методика преподавания психологии (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Практикум по коррекционно-развивающей работе (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Учебно-профессиональная практика (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) (37.05.01 Клиническая психология)
  • Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности Психофизиологическая практика (37.05.01 Клиническая психология)
  • Научно-исследовательская работа (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Научно-исследовательская работа (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Педагогическая практика (37.05.01 Клиническая психология)
  • Защитные механизмы личности (37.05.01 Клиническая психология)
  • Психологическое сопровождение спортивной деятельности (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Технологии виртуальной реальности в работе со стрессом (37.05.01 Клиническая психология) 
  • Когнитивно-поведенческие технологии в работе с доверием (37.05.01 Клиническая психология)
  • Преддипломная практика (37.05.01 Клиническая психология)
  • Основы профессиональных коммуникаций со слабослышащими пациентами на приеме у врача (31.05.01 Лечебное дело)
  • Медицинская коммуникация (31.05.01 Лечебное дело)
  • Психология и педагогика (31.05.02 Педиатрия)
  • Основы профессиональных коммуникаций со слабослышащими пациентами на приеме у врача (31.05.02 Педиатрия)
  • Детский аутизм: диагностика и коррекционная помощь (31.05.02 Педиатрия)
  • Психология и педагогика (31.05.03 Стоматология)
  • Психология и педагогика (33.05.01 Фармация)
  • Психология и педагогика (32.05.01 Медико-профилактическое дело)
  • Преддипломная практика (34.03.01 Сестринское дело)
  • Психология личности и профессиональное самоопределение (34.02.01 Сестринское дело)
  • Психология личности и профессиональное самоопределение (31.02.01 Лечебное дело)
  • Психология личности и профессиональное самоопределение (33.02.01 Фармация)
  • Научно-педагогическая практика (32.04.01 Общественное здравоохранение)
  • Психология делового общения и организации публичных мероприятий (32.04.01 Общественное здравоохранение)
  • Психология делового общения и организации публичных мероприятий (33.04.01 Промышленная фармация)
  • Психология личности и профессиональное самоопределение (31.02.05 Стоматология ортопедическая)
  • Коммуникативные навыки (Ординатура)
  • Педагогика (Ординатура)
  • Спортивная психология (Ординатура)
  • Профессиональная педагогика и методика преподавания в высшей школе (Аспирантура)
  • Теория и методика обучения и воспитания (Аспирантура)

 

Коллектив

  1. Яковлева Наталья Валентиновна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и специальной психологии с курсом педагогики;
  2. Котлярова Марина Николаевна – кандидат психологических наук, доцент;
  3. Лесин Александр Михайлович – кандидат психологических наук, доцент;
  4. Моторина Ирина Вадимовна – кандидат педагогических наук, доцент;
  5. Шишкова Ирина Михайловна – кандидат психологических наук, доцент;
  6. Яковлев Василий Васильевич – кандидат психологических наук, доцент;
  7. Жолудова Алла Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  8. Полякова Олеся Витальевна – кандидат педагогических наук, доцент;
  9. Баранова Александра Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент;
  10. Варламов Андрей Витальевич – кандидат психологических наук, преподаватель;
  11. Каращук Любовь Николаевна – старший преподаватель;
  12. Разживина Марина Игоревна – старший преподаватель;
  13. Уланова Наталья Николаевна – старший преподаватель;
  14. Маликова Любовь Андреевна – преподаватель;
  15. Леонова Татьяна Игоревна – преподаватель;
  16. Качанова Елена Витальевна – преподаватель;
  17. Уркенова Валерия Рашидовна – лаборант;
  18. Логинова Елизавета Дмитриевна – лаборант.

 

История кафедры 

Еще до появления факультета клинической психологии, в 1995 году, в стенах Рязанского государственного медицинского университета была открыта кафедра общей психологии. Ее основание связано с важностью обучения медицинских специалистов основам психологии и педагогики, необходимым как для эффективного осуществления диагностической, просветительской, профилактической деятельности, так и для личностного развития будущего врача. Заведующей кафедрой стала Яковлева Наталья Валентиновна, чей научный интерес к психологии здоровья, развитию здоровьесберегающей деятельности субъекта во многом определил путь развития кафедры психологии в медицинском вузе.
Одной из основных функций кафедры в педагогическом процессе является обучение студентов-медиков правилам взаимодействия в системе «врач-пациент», изучение наиболее оптимальных путей его осуществления, что закономерно выражается в научном интересе кафедры к исследованию особенностей медицинских коммуникаций.
В 2004 году на основе деятельности кафедры общей психологии и педагогики был открыт факультет клинической психологии, призванный обеспечить подготовку специалистов одной из наиболее востребованных профессий современности. Кафедра взяла на себя подготовку клинических психологов по базовым психологическим дисциплинам.
В 2016 году название кафедры сменилось на «кафедру общей и специальной психологии с курсом педагогики», что отражает актуальность использования знаний специальной психологии в практике современного клинического психолога, востребованность специалистов, ориентированных на данный профиль работы.
Педагогический коллектив кафедры представлен ведущими специалистами своего профиля, активно ведущими научную деятельность. На ряду с базовым направлением - исследование здоровьесберегающей деятельности, научными интересами кафедры являются психология личности, изучение ценностно-смысловой сферы; разработка педагогических технологий в образовании специалистов психологического и медицинского профиля. Новой областью научного интереса кафедры становится исследование виртуальной реальности и ее влияния на психологические особенности человека, психологические особенности личности профессионального спортсмена, психология образа будущего.
Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики регулярно организует научные конференции, студенческие олимпиады, творческие встречи. Одним из важных научных событий кафедры, ежегодно объединяющим для научных дискуссий и обмена опытом специалистов психологического и медицинского профиля, выступает Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».
Уже 25 дет кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики является одной из научных гуманитарных детерминант медицинского и психологического образования в РязГМУ.

Кафедра активно принимает участие в олимпиадном движении, обеспечивая повышение качества профессиональной подготовки студентов факультета клинической психологии и медицинских факультетов: лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического, медико-профилактического, факультета СПО и бакалавриата. Традиционными стали предметные олимпиады по отдельным психологическим дисциплинам для студентов факультета клинической психологии, а также олимпиады по дисциплине "Психология и педагогика" для студентов всех медицинских факультетов, для студентов педиатрического факультета проходит специализированная предметная олимпиада по психологии развития ребенка. Победители внутривузовских олимпиад участвуют в конкурсах всероссийского и международного уровня , организованных на платформах ведущих российских университетов, университетов ближнего и дальнего зарубежья. Больше всего побед за последние 5 лет студенты одержали в конкурсах "Я-профессионал", "Человеческий фактор". На всероссийском уровне кафедра совместно с кафедрами клинической психологии и кафедрой психологического консультирования и психотерапии проводит олимпиаду по клинической психологии в рамках ежегодной конференции "Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия".
Основой для успешного участия студентов на олимпиадах является работа в рамках студенческого кружка. На кафедре на регулярной основе проходят встречи студенческого научного кружка, где обсуждаются не только сугубо профессиональные, но и темы общегуманитарной направленности, которые могут быть интересны и полезны широкому кругу лиц, такие как вопросы личностного развития, межличностного общения, успеваемости и пр. В работе таких встреч, кроме студентов факультета клинической психологии, принимают участие студенты других факультетов нашего вуза (лечебного, стоматологического, педиатрического, фармацевтического и пр.). Студенты сами готовят сообщения, выступают с научными, практическими и исследовательскими инициативами, а также приглашаются эксперты из разных областей наук.
Одним из приоритетных направлений кафедры является не только решение учебных задач, но работа по осуществлению адаптации студентов к обучению в вузе. Одной из таких дисциплин является курс «Введение в учебную деятельность студента», который реализовывался на фармацевтическом факультете с 2013 по 2019 уч.гг.. Задачами курса являлось ознакомление студентов с основами организации системы высшего образования и основными формами учебной работы в вузе; особенностями влияния регулятивной и познавательной сферы на успешность обучения; формирование у студентов умения осуществлять учебную деятельность в условиях высшей школы; навыков работы с научной информацией, навыков рационального использования времени, социального взаимодействия, устной и письменной коммуникации; оказать помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, формирование учебных мотивов, навыков самостоятельной учебной работы; стимулирование развитие интереса к выбранной профессии и процессу освоения знаний, способствование развитию мотивов и способностей к самообразованию.
Кафедрой также реализуются программы академической мобильности. Договором о сотрудничестве заключен с некоммерческим акционерным обществом «Медицинский университет Семей». Ведется обучение студентов стоматологического факультета 2 курса по дисциплине «Психология и педагогика» . В весеннем семестре с 12 февраля 2021 года согласно учебному плану и учебным программам организовано обучение для студентов 2 курса фармацевтического факультета РязГМУ по дисциплине «Психология и педагогика».