Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики

Заведующий
Яковлева Наталья Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент

Базы

Адрес: 390026, г. Рязань, ул. Шевченко, д.34, к.2, фармацевтический корпус, 1 этаж  
Телефон: +7 (4912) 97-18-67.

Базы практической подготовки:

  • 390035, МБДОУ Детский сад №43 "Садко", Рязань, ул. Березовая, 1-и
  • 390039, ГБУ РО "Областная клиническая больница" (отделение медицинской реабилитации), г. Рязань, ул. Интернациональная, 3-а
  • 390006, ГБУ РО Центр социальной реабилитации инвалидов, г. Рязань, ул. Грибоедова, 8А, лит А. 
  • 390000, МЧС России Главное управление по Рязанской области Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Рязань, ул. Семинарская, 11
  • 390026, ФГБОУ ВО РязГМУ им. ак. И.П. Павлова Минздрава России Центр практической психологии, г. Рязань, ул. Шевченко, д.34, к. 2., фармацевтический корпус, 2 этаж.  

E-mail: n.yakovleva@rzgmu.ru

Преподаваемые дисциплины

Введение в профессию (1 курс)

Клиническая психология (2 курс)

Патопсихология (3 курс)

Практикум по патопсихологии (3 курс)

Нейропсихология (3 курс)

Практикум по нейропсихологии (3 курс)

Психология аномального развития (3 курс)

Методология исследований в клинической психологии (3 курс)

Теории личности в клинической психологии (3-4 курсы)

Практикум по детской клинической психологии (4 курс)

Клиническая психодиагностика (4 курс)

Психология отклоняющегося поведения (4 курс)

Практикум по нейропсихологической диагностике (4 курс)

Методы нейровизуализации в клинической психологии (4 курс)

Судебно-психологическая экспертиза (4 курс)

Криминальная психология (4 курс)

Клиническая психология позднего возраста (5 курс)

Клиническая психология сексуальных расстройств (5 курс)

Нейропсихологическая реабилитация и восстановление высших психических функций (5 курс)

Детская нейропсихология (5 курс)

Организация медико-психологической службы (5 курс)

Практикум по патопсихологической диагностике и экспертизе (6 курс)

 

Практики:

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (психофизиологическая практика, 3 курс)

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (клинико-психологическая практика, 4 курс)

Преддипломная практика (6 курс)

 

Дисциплины по выбору (элективы):

Проективные методы в клинической психологии (3 курс)

 

Факультативы:

Методология когнитивного тренинга (3 курс)

Клиническая психология в экспертной практике (5 курс)

История кафедры 

Еще до появления факультета клинической психологии, в 1995 году, в стенах Рязанского государственного медицинского университета была открыта кафедра общей психологии. Ее основание связано с важностью обучения медицинских специалистов основам психологии и педагогики, необходимым как для эффективного осуществления диагностической, просветительской, профилактической деятельности, так и для личностного развития будущего врача. Заведующей кафедрой стала Яковлева Наталья Валентиновна, чей научный интерес к психологии здоровья, развитию здоровьесберегающей деятельности субъекта во многом определил путь развития кафедры психологии в медицинском вузе.
Одной из основных функций кафедры в педагогическом процессе является обучение студентов-медиков правилам взаимодействия в системе «врач-пациент», изучение наиболее оптимальных путей его осуществления, что закономерно выражается в научном интересе кафедры к исследованию особенностей медицинских коммуникаций.
В 2004 году на основе деятельности кафедры общей психологии и педагогики был открыт факультет клинической психологии, призванный обеспечить подготовку специалистов одной из наиболее востребованных профессий современности. Кафедра взяла на себя подготовку клинических психологов по базовым психологическим дисциплинам.
В 2016 году название кафедры сменилось на «кафедру общей и специальной психологии с курсом педагогики», что отражает актуальность использования знаний специальной психологии в практике современного клинического психолога, востребованность специалистов, ориентированных на данный профиль работы.
Педагогический коллектив кафедры представлен ведущими специалистами своего профиля, активно ведущими научную деятельность. На ряду с базовым направлением - исследование здоровьесберегающей деятельности, научными интересами кафедры являются психология личности, изучение ценностно-смысловой сферы; разработка педагогических технологий в образовании специалистов психологического и медицинского профиля. Новой областью научного интереса кафедры становится исследование виртуальной реальности и ее влияния на психологические особенности человека, психологические особенности личности профессионального спортсмена, психология образа будущего.
Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики регулярно организует научные конференции, студенческие олимпиады, творческие встречи. Одним из важных научных событий кафедры, ежегодно объединяющим для научных дискуссий и обмена опытом специалистов психологического и медицинского профиля, выступает Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия».
Уже 25 дет кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики является одной из научных гуманитарных детерминант медицинского и психологического образования в РязГМУ.

Кафедра активно принимает участие в олимпиадном движении, обеспечивая повышение качества профессиональной подготовки студентов факультета клинической психологии и медицинских факультетов: лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического, медико-профилактического, факультета СПО и бакалавриата. Традиционными стали предметные олимпиады по отдельным психологическим дисциплинам для студентов факультета клинической психологии, а также олимпиады по дисциплине "Психология и педагогика" для студентов всех медицинских факультетов, для студентов педиатрического факультета проходит специализированная предметная олимпиада по психологии развития ребенка. Победители внутривузовских олимпиад участвуют в конкурсах всероссийского и международного уровня , организованных на платформах ведущих российских университетов, университетов ближнего и дальнего зарубежья. Больше всего побед за последние 5 лет студенты одержали в конкурсах "Я-профессионал", "Человеческий фактор". На всероссийском уровне кафедра совместно с кафедрами клинической психологии и кафедрой психологического консультирования и психотерапии проводит олимпиаду по клинической психологии в рамках ежегодной конференции "Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия".
Основой для успешного участия студентов на олимпиадах является работа в рамках студенческого кружка. На кафедре на регулярной основе проходят встречи студенческого научного кружка, где обсуждаются не только сугубо профессиональные, но и темы общегуманитарной направленности, которые могут быть интересны и полезны широкому кругу лиц, такие как вопросы личностного развития, межличностного общения, успеваемости и пр. В работе таких встреч, кроме студентов факультета клинической психологии, принимают участие студенты других факультетов нашего вуза (лечебного, стоматологического, педиатрического, фармацевтического и пр.). Студенты сами готовят сообщения, выступают с научными, практическими и исследовательскими инициативами, а также приглашаются эксперты из разных областей наук.
Одним из приоритетных направлений кафедры является не только решение учебных задач, но работа по осуществлению адаптации студентов к обучению в вузе. Одной из таких дисциплин является курс «Введение в учебную деятельность студента», который реализовывался на фармацевтическом факультете с 2013 по 2019 уч.гг.. Задачами курса являлось ознакомление студентов с основами организации системы высшего образования и основными формами учебной работы в вузе; особенностями влияния регулятивной и познавательной сферы на успешность обучения; формирование у студентов умения осуществлять учебную деятельность в условиях высшей школы; навыков работы с научной информацией, навыков рационального использования времени, социального взаимодействия, устной и письменной коммуникации; оказать помощь в адаптации к условиям обучения в вузе, формирование учебных мотивов, навыков самостоятельной учебной работы; стимулирование развитие интереса к выбранной профессии и процессу освоения знаний, способствование развитию мотивов и способностей к самообразованию.
Кафедрой также реализуются программы академической мобильности. Договором о сотрудничестве заключен с некоммерческим акционерным обществом «Медицинский университет Семей». Ведется обучение студентов стоматологического факультета 2 курса по дисциплине «Психология и педагогика» . В весеннем семестре с 12 февраля 2021 года согласно учебному плану и учебным программам организовано обучение для студентов 2 курса фармацевтического факультета РязГМУ по дисциплине «Психология и педагогика».