ИМ СУДЬБОЮ ДАНО БЕСПОКОЙНОЕ СЕРДЦЕ ВРАЧА…

Знакомим вас с теми, кому уже завтра мы будем доверять самое дорогое – наше здоровье.

Девушки, которых мы видим на фото, – выпускницы Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова этого года. Сейчас они буквально в шаге от профессии, к которой шли несколько лет. Представим их. Это студентки лечебного факультета Татьяна Леухина, Анастасия Кузьмина, Ирина Филькина, Анастасия Фильчкова, а также будущий фельдшер Анастасия Енчикова. Они уже попробовали себя в медицинской профессии и убедились, что сделали после школы правильный выбор. Но у каждой – собственная профессиональная траектория. Анастасия Фильчкова собирается пойти по стопам своей мамы и стать врачом-дерматовенерологом. В планах Татьяны Леухиной – поступить в ординатуру по хирургии. Анастасия Кузьмина и Ирина Филькина тоже намерены продолжить обучение в ординатуре, только по терапии. Выпускница факультета среднего профобразования Анастасия Енчикова, получив диплом фельдшера, пойдёт работать на скорую помощь.

А кого-то из этих девушек в ближайшее время, возможно, мы встретим в рязанских поликлиниках в качестве участковых терапевтов. По крайней мере, современная система высшего медицинского образования такую возможность им предоставляет, и наши героини не против ею воспользоваться. Поясним, сейчас после окончания университета и прохождения первичной аккредитации выпускники лечфака сразу могут начинать работать участковыми терапевтами в первичном звене. А вот для того, чтобы стать узким специалистом, семейным врачом или терапевтом стационара, необходимо продолжить в течение ещё двух лет обучение в ординатуре.

Как рассказывает руководитель центра содействия трудоустройству и сопровождению выпускников РязГМУ Ирина Ракитина, совмещение учёбы в ординатуре с работой в поликлинике или в приёмном отделении терапевтом – это обычная практика. Нельзя сказать, что это легко, но для большинства выпускников-лечебников погружение в практическое здравоохранение начинается уже с 4 курса, когда они получают право работать средним медперсоналом. К примеру, Ирина Филькина уже третий год учёбу совмещает с работой медсестрой на скорой помощи. Она, к слову, идёт на красный диплом. Татьяна Леухина также трудится медсестрой, но в детском отделении больницы № 11. Поэтому работа в первичном звене после окончания вуза (независимо от того, удалось поступить в ординатуру или нет) – это, по сути, продолжение уже намеченной профессиональной траектории. 

– Среди шестикурсников мы проводим анкетирование, выясняем их профессиональные ожидания. Большинство из них, конечно же, планируют обучение в ординатуре. Но кому-то удаётся поступить в ординатуру, кому-то, к сожалению, нет. Но и те, и другие после аккредитации часто идут работать участковыми терапевтами. В первичном звене они набираются опыта, им засчитывается медицинский стаж. Поликлиники с удовольствием принимают к себе выпускников университета участковыми терапевтами. Если молодые специалисты параллельно учатся в ординатуре, работодатели идут им навстречу, предлагают гибкий график или частичную занятость в виде работы на полставки. Хочу отдельно отметить, что практически все выпускники педиатрического факультета идут в первичное звено, даже если продолжают обучение в ординатуре. Это связано с необходимостью закрыть дефицит участковых педиатров в детских поликлиниках, который на данный момент существует, – объясняет Ирина Ракитина.

Что же позволяет студентам-лечебникам сразу после окончания вуза начинать работу в первичном звене здравоохранения? Прежде всего сильная практическая составляющая врачебной подготовки, возможность осваивать прикладную сторону профессии и оттачивать навыки в условиях современного симуляционного центра медуниверситета. Во-вторых, приступить к работе терапевтом или педиатром (как и продолжить обучение в ординатуре) можно только при наличии так называемого допуска или, как еще он называется, первичной аккредитации. Ее выпускники проходят после госэкзаменов. Аккредитация как раз и подразумевает решение практических задач с конкретными клиническими случаями. Например, на одном из этапов аккредитации моделируется ситуация, когда к врачу обращается пациент с набором определенных жалоб; необходимо назначить обследование, поставить предварительный диагноз, выбрать правильную тактику лечения.

– Мы заинтересованы в том, чтобы все наши ребята прошли аккредитацию и работали в практическом здравоохранении. И они, как мне кажется, на это мотивированы с самого начала обучения в медуниверситете, – говорит Ирина Ракитина.

Свою профессиональную траекторию студенты РязГМУ могут выстраивать разными способами – так, как им это удобно. Существует, например, система целевого обучения, когда за студентом или ординатором с самого начала учебы закрепляется будущее место работы. При этом количество «целевых» мест в вузе год от года только растет. Присмотреть себе работу можно и на ярмарках вакансий, которые в РязГМУ проводятся регулярно. Также в помощь выпускникам – информационный сервис «Кадровый призыв». Он представлен на сайте вуза в виде интерактивной карты Рязанской области, разделённой на муниципалитеты. В один клик можно получить информацию о врачебных вакансиях в каждой конкретной больнице, о действующих местных мерах поддержки. Здесь же указывается прогноз потребности в медицинских кадрах на ближайшие пять лет, что особенно важно для сегодняшних студентов. Еще один сервис «Содружество выпускников» – это тоже интерактивная карта, но уже в масштабе страны, ведь вуз готовит специалистов для десятков российских регионов. Сервис позволяет выпускникам РязГМУ разных лет поддерживать связи, делиться профессиональными успехами, принимать участие в жизни своей аlma mater и, главное, оставлять резюме и всегда быть в курсе актуальных вакансий. «Кадровый призыв» и «Содружество выпускников» – это проекты центра содействия трудоустройству и сопровождению выпускников РязГМУ. На федеральном уровне они признаны лучшими практиками в сфере трудоустройства.

  • Анастасия Кузьмина: «Конечно, хочется поступить в ординатуру. Если не получится, пойду работать участковым терапевтом и набираться опыта» 
  • Ирина Филькина: «Мои дальнейшие планы – поступать в ординатуру и совершенно точно работать либо в поликлинике, либо на скорой помощи» 
  • Татьяна Леухина: «Собираюсь поступать в ординатуру по хирургии. Скорее всего, буду работать терапевтом в приёмном отделении больницы» 
  • Анастасия Енчикова: «Иду работать на станцию скорой помощи фельдшером. Это очень многогранная профессия» 
  • Анастасия Фильчкова: «Уже имею опыт работы медсестрой в составе бригады скорой помощи и в сосудистом отделении БСМП. Поэтому готова пойти работать терапевтом»

Роман Калинин, профессор, ректор РязГМУ: 
– Хорошо зарекомендовала себя практика, когда наши ординаторы совмещают учёбу с работой в качестве участковых терапевтов и педиатров. Жизнь показывает, что это один из самых эффективных инструментов борьбы с кадровым дефицитом в первичном звене. В этом году планируем продолжать активно мотивировать наших выпускников к работе в амбулаторно-поликлиническом звене при наличии аккредитации. Также мы будем развивать новое направление – привлечение ординаторов второго года обучения к работе на должностях врачей-стажеров по их профилю. Нормативная федеральная база, а именно приказ Минздрава РФ от 25 декабря 2023 года, такую возможность сегодня нам предоставляет. Это тоже большое подспорье, особенно для районов области. Больницы готовы создавать для таких ребят привлекательные условия, в том числе по заработной плате. Мы сегодня видим сохранение диспропорции по кадрам: более или менее нормальная ситуация с медицинскими кадрами в Рязани, и сложная ситуация – в районах области. По этому вопросу мы с минздравом области находимся в постоянном диалоге.

Дополнительные возможности теперь позволяют нам насыщать практическое здравоохранение не только участковыми терапевтами и педиатрами, но узкими специалистами в виде врачей-стажеров, прошедших перед этим специальную аттестацию. На сегодняшний день допуск к работе врачами-стажёрами уже получили 40 ординаторов. Также добавлю, что в этом году благодаря еще одному действующему приказу Минздрава РФ, 53 наших ординатора допущены к работе врачами скорой помощи под контролем опытных наставников. Также в скорой помощи трудятся больше сорока студентов РязГМУ в качестве фельдшеров, медсестёр и медбратьев.