О своем научном пути рассказывает заведующая кафедрой клинической психологии кандидат психологических наук доцент Анна Геннадьевна Фаустова.
- Как давно вы занимаетесь наукой, и какова область ваших научных интересов?
Я занимаюсь научными исследованиями с первого курса. До момента поступления в университет у меня не было ни малейшего представления о том, что такое научно-исследовательская деятельность. Всё изменилось усилиями доцента кафедры нормальной физиологии с курсом психофизиологии Владимира Владимировича Белошенкова. Именно он пробудил во мне интерес к научной работе, привил мне ценности доказательной практики, научил выдвигать обоснованные суждения, в значительной степени сформировал моё мировоззрение. Именно ему я обязана тем, как сложилась моя научная карьера, тем, что она вообще сложилась. В течение полутора лет мы изучали психофизиологические основы индивидуальных различий, то есть того, как и почему люди отличаются друг от друга по своим личностным проявлениям. Далее моя научная деятельность развивалась уже на кафедрах факультета клинической психологии. Другим моим наставником, значительно повлиявшим на моё отношение к научной деятельности, стала профессор Лесли Зибровитц из университета Брендайс, у которой я проходила стажировку при подготовке кандидатской диссертации. Она научила меня получать удовольствие от всего процесса научного психологического исследования – от поиска идей и формулирования научной проблемы до обоснования выводов и вёрстки постера для конференции.
Областью моих научных интересов, конечно, была и остаётся клиническая психология. Более конкретно, это изучение позитивных и негативных последствий психологической травматизации для физического и психического здоровья.
- Что конкретно вас привлекает в занятиях наукой? Что вас мотивирует?
Занятия наукой – для нетерпеливых. Для тех, кто не ждёт, когда им объяснят, предоставят готовые ответы. Занятия наукой для тех, кто готов действовать здесь и сейчас, создавать научное знание, открывать новое, менять существующий уклад вещей.
Моя научная деятельность всегда строится от практической значимости будущих результатов. Я не вижу смысла проводить научные исследования ради самого процесса, ради публикаций, потому что есть удобная выборка или крутое оборудование. Меня мотивирует то, что результаты моих исследований могут принести реальную, ощутимую пользу людям, помочь им жить лучше. И этому я учу своих студентов.
- Каким проектом или исследованием вы занимаетесь прямо сейчас?
Прямо сейчас я занимаюсь научным исследованием последствий психологического насилия, перенесённого в детском возрасте. Это основа моей докторской диссертации.
Психологическое насилие изучать сложно, прежде всего, из-за того, что оно незаметно, в отличие от физического. Однако зачастую приносит значительно больший вред – как для физического, так и для психического здоровья.
Психологическое насилие, пережитое в детском возрасте, провоцирует эпигенетические модификации генома, вызывает ускоренное клеточное старение, приводит к структурным изменениям в головном мозге. Так формируется предрасположенность к различным психическим заболеваниям – от депрессии до расстройств личности. Например, учёным удалось выяснить, что, если на ребёнка громко и подолгу кричать, то у него происходят структурные изменения тех отделов головного мозга, которые отвечают за обработку слуховой информации, вдобавок ещё и снижается вербальный интеллект.
Наша задача состоит в разработке диагностических критериев и инструментов для оценки последствий пережитого в детстве психологического насилия, а также риска распространения и прогрессирования связанных с этим психических заболеваний.
Какая здесь практическая значимость? Прежде всего, в распоряжение наших коллег поступят практические рекомендации по психологической диагностике тех проблем, которые пока ещё находятся на субклинической стадии. Это важно, поскольку раннее выявление психического заболевания позволяет уменьшить затраты на терапию и сохранить личностный потенциал человека. Во-вторых, мы надеемся, что с помощью полученных результатов удастся обосновать необходимость элементарной психологической грамотности в воспитании детей и, следовательно, предотвратить хотя бы некоторые эпизоды психологической жестокости в отношении детей.
- Что вы можете посоветовать молодым людям, размышляющим о научной карьере?
Не размышляйте долго. Если вас хоть немного интригует то, откуда берутся изложенные в учебниках знания, действуйте. Идите в студенческий научный кружок, выбирайте наставника, задавайте вопросы. Начинайте научный поиск, разрабатывайте дизайн, и вперёд – к реализации собственного научного замысла.
И ещё одно. Правильно расставляйте приоритеты и не жалейте себя. Сериалы может посмотреть каждый, не каждый способен сделать научное открытие.