«Каждый хирург, знающий свое дело, опирающийся на науку и творящий своими наблюдениями опыт, составляет народное достояние, ибо, ежедневно помогая больному, он развивает искусство и обогащает народ, служит этим двум величайшим произведениям человеческого гения как исследователь и этим оправдывает свое существование как культурный человек. Если он к тому же принадлежит к счастливцам, которым доступны высшие области мышления и которые не могут, не имеют права молчать, то жизнь его является не только оправданием, но и щедрой благодарностью воспитавшему его народу, здоровье которого он призван беречь». Так о хирурге говорил М.М. Дитерихс.
Все сказанное было характерно для заслуженного деятеля науки России, члена Международного общества хирургов, профессора Бориса Павловича Кириллова, который вошел в историю отечественной хирургии, как новатор и организатор здравоохранения.
Б. П. Кириллов родился в семье врача 24 января 1908 года. Отец — врач-терапевт, родной брат — отоларинголог, сын Бориса Павловича — хирург.
В 1930 году Б.П. Кириллов окончил Астраханский медицинский институт и был направлен в один из отдаленных районов в сель¬скую больницу Ивановской области, где работал по 1936 год. От предложения остаться на кафедре хирургии в Астраханском мединституте отказался. В 1936 году он был приглашен па должность ассистента кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Ивановского мединститута, где проработал около года, а затем на должность ассистента кафедры госпитальной хирургии Свердловского мединститута. Во время его выступления на одной из хирургических конференций на него обратил внимание член-кор. АМН СССР, проф. А.Т. Лидский — один из ведущих хирургов Урала и нашей страны. Семья переехала в Свердловск.
Любовь к медицине и хирургии прошла красной нитью через всю его жизнь. По предложению А. Т. Лидского молодой ассистент с первых дней своей научной деятельности стал заниматься проблемой создания ишемизированным органам и тканям дополнительного кровоснабжения. Первым большим итогом этой работы была защита кандидатской диссертации «К вопросу о создании сердцу искусственного коллатерального кровоснабжения» (1939 г.). Еще в те годы и всю последующую научную работу он выбрал в качестве васкуляризатора пластичный и достаточно хорошо васкуляризированный сальник.
В 1941 году наступило тяжелое время для всей пашей страны — началась Великая Отечественная война. Как и все советские люди, он ненавидел врагов своего Отечества, обратился в военный комиссариат, но в это время ему сделали предложение и он стал ведущим хирургом эвакогоспиталя на 1000 коек для раненных в крупные суставы. Одновременно он продолжал работу па кафедре госпитальной хирургии Свердловского мединститута, позже стал доцентом этой кафедры.
Одновременно по просьбе администрации института Б.П. Кириллов в течение ряда лет заведовал кафедрой нормальной анатомии. Хирурги неделями не выходили из госпиталя -было большое поступление раненых.
За годы войны накопился огромный материал по огнестрельным ранениям крупных суставов. Это и было темой докторской диссертации Б. П. Кириллова, которую он блестяще защитил в Москве в 1950 году. Официальные оппоненты — известные в пашей стране ученые Гирголав, Левит, Огнев — дали высшую оценку его работе. По этому вопросу Б. П. Кирилловым написана глава в книге «Опыт Великой Отечественной войны». В годы войны он был награжден орденом «Красная Звезда». На этом заканчивается как бы первый, по большой и трудный период в жизни Б. П. Кириллова.
После защиты докторской диссертации он по конкурсу избирается в 1952 году на должность заведующего кафедрой госпитальной хирургии Рязанского медицинского института. Обладая огромной трудоспособностью, прекрасной памятью, разумной смелостью, он быстро сформировался в хирурга-клинициста, успешно оперирующего во многих областях хирургии. В 50-е годы не было такого разделения по узкому профилю. Были неотложные и плановые больные. Была травматология, ортопедия, сердечно-сосудистая хирургия. Были и ожоговые больные, и нейро-хирургические, и многие другие. Словом, был самый разнообразный контингент больных. Клиника госпитальной хирургии была большой по количественному составу ассистентов, доцентов, практических врачей. Все знали практически все, но каждый специализировался больше в той или иной области.
Прекрасный диагност, остроумный и находчивый оператор, он всегда умел найти наилучший выход из трудного положения. Был случай на операции при «панцирном» сердце. Первая часть операции заключалась в освобождении сердца от этого панциря. Примерно уже половина сердца была освобождена. Хирург отвернулся на 20 – 30 секунд помыть перчатки. В это время ассистент — опытный хирург — решил помочь оператору. Он стал продолжать отделение и вырвал кусочек мышцы сердца. Началось сильнейшее кровотечение из полости сердца. Каждая систола сердца — это через создавшееся отверстие примерно около 50 мл крови. Вначале Б. П. Кириллов заткнул отверстие пальцем, но кровь все равно продолжала выходить, т. к. диаметр отверстия был чуть больше. Попытка прошить не увенчалась успехом, т. к. при панцирном сердце миокард обычно дряблый. Видимо, вот тогда и пригодились знания, приобретенные ранее. Был взят участок грудной мышцы, и им закрыто отверстие в миокарде. Кровотечение остановилось.
Как научный работник Б. П. Кириллов обладал солидной эрудицией, большим кругозором и богато развитым чувством нового. Он продолжил работу по созданию органам и тканям дополнительного окольного кровоснабжения. С большим интересом и успехом в Рязани прошли 3 конференции по этому вопросу, где выступали многие известные хирурги страны, многочисленные коллективы. Б. П. Кириллов был признан хирургической общественностью как один из пионеров в СССР в этой области. По этому вопросу им в 1960 году опубликована монография. За эти годы сотрудниками кафедры было опубликовано более 400 работ, им лично — более 100. Подготовлено более 35 докторов и кандидатов медицинских наук. Он явился пионером операции на сердце в Рязани.
За большие заслуги и области развития здравоохранения Б.П. Кириллову в 1970 году было присвоено звание заслуженного деятеля науки РФ. Б.П. Кириллов был участником многих всесоюзных, всероссийских и международных съездов, представлял нашу хирургию за рубежом. В течение 8 лет он был старшим деканом института. Студенты звали его «голубь мира». Он много раз был председателем государственной медицинской комиссии в различных вузах страны.
Б. П. Кириллов любил музыку, поэзию, сам писал стихи. Он достаточно легко исполнял ряд оперных партий, обладая хорошим баритоном.
Б. П. Кириллов много лет был председателем общества советско-вьетнамской дружбы, депутатом горсовета, делегатом XXII съезда КПСС, членом ученых советов РСФСР и СССР, почетным членом кардиологического общества Казахстана, членом Правления Всероссийского кардиологического общества, членом Международного общества хирургов. Все это было плодом большого труда. В рязанский период он был награжден орденом «Знак Почета» и медалями.
Профессор Б. П. Кириллов умер скоропостижно, на боевом посту — во время утреннего обхода больных, 10 мая 1971 года.
Профессор прожил короткую, но удивительно яркую и интересную жизнь талантливого человека, увлеченного своим делом. Он был добр к людям, это тоже было смыслом его жизни. Ему было всего 63 года.
Путь Ученого, Человека, Хирурга был принят как эстафета многими хирургами.